Экскурсии в Вероне
Верона Италия
Верона (259.963 тыс. жителей) - второй по величине город в Венето после Венеции. Это столица одной из самых населенных (около 850 тысяч человек) провинции Италии. Город раскинул свои улицы у подножия Восточных Альп. Его называют "форпост Венеции на суше". Верона всегда была важным стратегическим пунктом из-за своего выгодного географического положения. На ее территории раньше пересекались основные римские дороги: Августовская, Галльская и Постумиевская. И сейчас через Верону проходят важные международные и национальные маршруты. Конечно, это делает ее одним из развитых коммерческих центров. Верона считалась ключом к Северной Италии, и за нее боролись с незапамятных времен. Венеты, реты и этруски, завладевая Вероной, последовательно строили свои укрепления в крутой излучине реки Адидже. Позже сюда пришли римские легионеры, нагрянувшие с юга, из-за реки По. Но и римляне не стали вечными властителями. Гунны взяли штурмом и разграбили Римский муниципиум. С севера через альпийские перевалы приходили германские захватчики, и время от времени они овладевали городом. Не один раз Верона бывала в руках лангобардов и франков. Дольше всех длилось господство Венецианской республики. Она властвовала городом четыре века. Затем ее захватили французы, а следом и австрийцы. Каждое время и каждый народ оставили свой след на лице города. В городе сохранилось много античных памятников, количество и качество которых сопоставимо с самим Римом.
Верона была местом проживания людей с доисторических времен. 60 миллионов лет назад вся область была покрыта водой и даже сегодня в мраморе, из которого построены дома, находятся окаменелые остатки. Много сотен тысяч лет холмы вокруг Вероны являлись целью миграции доисторических людей. Действительно они находили здесь леса, дичь, укрытие и, особенно, много кремня. В конце ледникового периода, когда люди стали возделывать землю и разводить животных, появились первые дома на холме, возвышающемся над рекой Одежде. Этот холм сейчас называется "Сан Петро". Каждое время и каждый народ оставили свой след на лице города. "Город похож на большую гостиницу для народов" - писал в "Путевых картинах" о Вероне Генрих Гейне. Как в гостиницах люди нередко оставляют свои имена на подокольниках и стенах, забывают или нарочно бросают ненужные мелочи, в Вероне разные народы оставили после себя зримые следы своего пребывания. Сегодня ученые споря о том, когда было основано первое поселение в районе: наиболее распространена гипотеза о временах Тито Ливио. Другие предположения о происхождении этрусских поселении и наконец гипотеза от том, что горд был основан местным населением Euganei. Верона возникла в V-IV вв. до н. э. близ брода через Адидже на солевом пути из Адриатики в Германию. Выгодное расположение поселения способствовало его развитию, и к началу новой эры город представлял собой крупный торговый центр с типичной римской планировкой. В 84 г. до н. э. родился изысканный латинский поэт Гай Валерий Катулл. Особой популярностью пользовалась и используется его любовная лирика, ценимая за естественность и свежесть языка, подлинные и страстные чувства.
В 49 г. до н. э. Юлий Цезарь дал веронцам права римских граждан, и вскоре город стал важным перекрёстком консульских дорог: Виа-Августа, Виа-Галика и Виа-Постумия. Другой знаменитый уроженец Вероны - Витрувий. Архитектор, инженер, строитель и изобретатель, он придумал не тол ко обратные водопроводные клапаны, но и характерный волновой орнамент, называемый теперь "витрувианская волна". Трактат мастера, посвященный архитектуре, оказался единственным сохранившимся с римских времен, поэтому именно к творчеству веронца обратился флорентийский архитектор Леон Баттиста Альберти, чьи труды положили начало становлению архитектурной теории Ренессанса. Более того, "Четыре книги об архитектуре" (1570) величайшего итальянского зодчего Андреа Палладио можно считать ренессансной интерпретацией "Десяти книг об архитектуре" Витрувия.
Во времена принципата город носил почетное название Колония Августа Верона и занимал всю территорию излучины Адидже. Были возведены новые каменные укрепления с воротами и много других сооружений, часть которых сохранились до наших дней. В смутные времена падения Римской империи Верона избежала участи других итальянских городов, переживавших упадок. Город спасла его красота, удобное расположение, а также то, что он был одним из первых крупных населенных пунктов на пути вторжений завоевателей в Италию. Сначала в V в. король остготов Теодорих провозгласил Верону своей столицей, В VI в. она стала главным городом королевства лангобардов, позже - резиденцией Каролингов (от Карла Великого до Беренгарио, умершего в 924 г.).
Лангобарды вторглись на территорию современной Италии в 568 г. Они пришли с равнин Паннонии (современная Венгрия), а возглавлял их король Албуин, женатый на королеве Розамунде. История их брака, записанная Павлом Диаконом, стала одной из первых кровавых веронских драм.
Принцесса гепидов Розамунда вышла замуж за Алубина не по любви. За несколько лет до начала похода на юг армия короля лангобардов разгромила войско гепидов, которое возглавлял отец Розамунды - король Кунимунд. Албуин своими руками отсек Кунимунду голову и приказал сделать из его черепа чашу. Сразу после гибели отца принцесса стала пленницей Албуина, а позже когда он овдовел, - женой.
Король с королевой немало пережили вместе. Розамунда изо всех сил старалась забыть о неприятном эпизоде, омрачившем свадьбу. Албуин не напоминал супруге об обстоятельствах их первого знакомства, а для того, чтобы сменить обстановку, завоевал Верону и перенос в нее столицу. Будь воин-лангобард чуть более чуток, новых смертей удалось бы избежать.
Однажды, в пьяном угаре, на глазах у гостей, Албуин приказал поднести Розамунде ту самую чашу и предложил "выпить вина, чтобы папа тоже порадовался". Услышав такое, королева решила мстить. Первым делом разъярённая женщина договорилась с влиятельным и знатным лангобардом Гельмегизом о том, что если он организует убийство Албуина, то Розамунда выйдет за него замуж и сделает новым королем. Смелый Гельмегиз мужем стать не отказался, но посоветовал королеве поручить убийство силачу Передею. На беду Передей не захотел участвовать в преступлении. Так о заговоре узнали уже двое мужчин, и Розамунде пришлось действовать быстро и решительно. Королева была уверена, что ее служанка - любовница Передея. После захода солнца женщины поменялись местами, а утром глазам Передея открылась ужасная правда: всю ночь он любил жену своего сурового короля. Теперь Албуин был обречен. На другой день в полдень, когда супруг прилег поспать, Розамунда тайком унесла все оружие и ножи, а меч Албуина, с которым он не расставался даже в постели, туго привязала к изголовью кровати, так, чтобы его нельзя было не схватить, ни извлечь из ножен. Король защищался лавкой, но был зарублен. Убитые горем лангобарды похоронили его под лестницей дворца в Вероне. Выполняя условия договора, Розамунда вышла замуж за Гельмегиза, попытавшегося захватить власть, однако лангобарды, скорбевшие об Албуине, замыслили его убить. Узнав о новом заговоре, королева послала гонца византийскому правителю Равенны - Лонгину с просьбой помочь ей и новому мужу бежать. Экзарх, обрадованный таким известием, тотчас снарядил корабль. Розамунда, захватив казну, Гельмегиза и Передея, укрылась в Равенне. Теперь уже Лонгин стал подбивать прекрасную даму избавится от Гельмегиза, а после выйти замуж за него. Что тут оставалось делать? Только готовить яд. Одним солнечным днем Гельмегиз, хорошенько попарившись, вышел из бани, и Розамунда протянула ему кубок с травяным настоем. Гельмегиз пригубил терпкий напиток, но что-то мелькнуло во взгляде жены. Год совместной жизни многому научил короля. Он обнажил меч и заставил супругу разделить с ним судьбу, испив кубок до дна. В день смерти Гельмегиза и Розамунды Лонгин распорядился перевезти все сокровища лангобардов в Константинополь. На этом же корабле в столицу о правили и Передея. Сначала здоровый детина развлекал жителей столицы в роли гладиатора. В присутствие императора Передей убил на арене огромного льва. Позднее ему вырвали глаза, чтобы при могучей силе он не натворил в городе бед. Ослепленный Передей обзавелся двумя ножами и, спрятав их в рукава, пошел ко дворцу. Стражникам он обьявил, что знает секрет королевы Розамунды но открыть его сможет лишь императору. Базилевс поручил выслушать его двум приближенным, которых слепец заколол на ощупь.
Верона пришла к городскому самоуправлению - установлению коммуны в 1107 г. - в одно время с другими значительными городами Северной и Средней Италии. Коммунальные учреждения представляли собой не стройный государственный организм, а конгломерат различных ассоциации рыцарства, купечества, объединений старших и младших ремесленных цехов, различных товариществ взаимной защиты по территориальному или иному принципу. Из-за этого органы городского самоуправления часто становились игрушкой в руках олигархических группировок. В обстановке хронической политической нестабильности начиная с XIII в. во главе ряда итальянских городов встают неформальные лидеры, подчиняющие себе муниципальное управление, расширяющие прерогативы личной власти, стремящиеся передавать ее по наследству. Так на месте коммун вырастают княжества. Верона встала на этот путь первой.
От других городов северной Италии она отличалось тем, что представляла собой крупный торговый и ремесленный центр с развитым сукноделием, большим количеством ремесленных цехов и сильной купеческой организацией. К захвату политической власти "народ" шел путем создания параллельных политических институтов - малой коммуны со своим советом и народными капитанами. В 1236 г. в городе установилось господство легендарного Эдцелино да Романо, опиравшегося на помощь императора Фридриха II. Он распространил власть на соседние города Падую, Тревизо, Виченцу, Верчелли и Беллуно. Веронская тирания Эдцелино на время стало сильнейшим государством Северной Италии. В 1256 г. против Эдцелино был организован Крестный поход, и он потерял Падую. В конце концов, от веронского тирана отвернулись союзники. В 1259 г., пытаясь завоевать Милан, он потерпел поражение на реке Адда и умер от ран, так и не примирившись с церковью. Эдцелино да Романо приобрел репутацию самого свирепого и безбожного тирана. Он варится в кипящей крови посреди других тиранов, убийц и разбойников в седьмом круге Дантова Ада. Имя веронского кровопийцы навсегда осталось в истории литературы благодаря "Эцериниде" (1315) падуанского поэта Альбертино Муссато - первой европейской драме, подражающей античному театру. Эдцелино представлен в трагедии исчадием ада в прямом смысле этого слова. Действие начинается с того, что мать Эдцелино рассказывает ему о его зачатии от семени дьявола. В кровожадных монологах герой обещает князю преисподней быть ему достойным сыном и отвоевать отцовское наследство, то есть штурмом взять Небеса. Альбертино Муссато описывает Верону как "гнездо тиранов". Его обличительный пафос на самом деле направлен в адрес следующих веронских властителей из семьи делла Скала, или Скалигеров.
Сразу после смерти Эдцелино да Романо его синьория распалась. Как в соседнем Милане, Мантуе или Падуе, новая синьория Вероны произошла от должности народного капитана - главы организации купцов и ремесленников. В 1262 г. народным капитаном избрали Мастино делла Скала, вскоре ставшего фактическим хозяином города. Новые синьоры Вероны были, по-видимому, незнатного происхождения. Флорентийский хронист Джованни Виллани приводит рассказ о том, что их род как будто произошел от некоего Фило, зарабатывавшего на жизнь тем, что делал и продавал лестницы (итал. la ckala - лестница). Мастино I убили на улице в нескольких шагах от его дома. После этого должность народного капитана занял брат убитого - Альберто, положивший начало могуществу нового государства. При Мастино были составлены, а при его преемнике утверждены (1277) новые городские статуты, которые ставили синьора во главе коммуны. Стремясь укрепить династию, Альберто женил старшего сына Бартоломео на внучке императора Фридриха II, а младшего - на дочери миланского герцога Маттео Висконти. Формально сохранявшиеся коммунальные органы постепенно лишались власти и влияния. В конце XIII в. Вероне повиновались Мантуя, Реджо, Парма, Фельтре, Беллуно все Трентино, Виченца и Эсте.
Альберто мирно скончался в 1301 г., а с 1308 г. Вероной стал править его третий сын, прозванный Кане иль Гранде I (итал. cane il grande - большой пес), человек громадной энергии и столь же непомерного честолюбия. Все правление грозного властителя и талантливого политика прошло в войнах. При нем дом Скалигеров достиг пика могущества: пределы государства распростанились на Бассано, Чивидале, Падую и Тревизо, а Кангранде I сделался признанным вождем и главной надеждой всех гибеллинов Италии. В 1318 г. Скалигера избрали главой гибеллинской лиги в Ломбардии. Именно его подразумевает Данте, когда говорит о государе, который мог бы объединить под своей властью всю Италию и тем положить конец распрям и усобицам. Поэт, часто гостивший при дворе Кангранде I, посвятил другу Третью песнь "Божественной комедии". Кангранде I умер внезапно, не успев совершить и половины задуманного, 37 лет от роду, поев в охотку яблок в жаркий день 1329 г. Ему наследовали племянники - Мастино и Альберто.
Братьев Мастино II и Альберто II делла Скала хронист Дж. Вилани называет "самыми бесстыжими негодяями во всей Италии". С их воцарением звезда Скалигеров стала клониться к закату. Взойдя на престол, Мастино II оказался богатейшим из государей Италии и вторым в христианском мире после французского короля. Страх перед веронским могуществом объединил даже тех, кто не объединялся никогда - Флоренция и Венеция повели войну, их поддержали д'Эсте, Гонзага, Висконти. Беспечность Альберто делла Скала, которому брат доверил в управлении Падую, сыграла роковую роль в судьбе веронского государства. Проводя время в праздности, соблазняя женщин, ища забав, Альберто не заметил ненависти, которую питал к нему Марсилио Каррара, потомок прежних падуанских властителей. Более того, он послал Марсилио в Венецию с дипломатическим поручением. В эту поездку Каррара на званом ужине сел рядом с дожем Франческо Дандоло. "Мне надо сказать вам кое-что", - шепнул Марсилио соседу. Дож уронил салфетку, оба бросились ее поднимать, и как только стол укрыл их от взглядов, падуанец спросил: "Что бы вы дали тому, кто отдал бы вам Падую?" - "Владение ей". Вернувшись домой, Каррара стал готовить измену. Мастино заподозрил недоброе и отправил приказ арестовать Марсилио. Письмо от брата пришло совсем некстати. Альберто играл в шахматы и думал о том, как провести матовую комбинацию. "Марсилио. Прочти, что там пишет брат?". "Так, пустяки. Просит прислать пару соколов", - ответил Каррара и выбежал из комнаты. В тот же вечер городские ворота были открыты венецианским войскам. Падуя оказалась навсегда потерянной для веронских тиранов, а Альберто стал пленником Венеции.
В войне Мастино II потерял Бергамо и Брешию, Беллуно и Фельтре, Парму и Лукку. Его государство сжалось до облястей Вероны и Виченцы. Неудачи приводили правителя в бешенство. В припадке гнева он собственной рукой заколол родственника - епископа Бартоломео делла Скала. Существует предание, что после этого он до самой смерти никому, даже жене, не показывал открытым лицо. Сыновья Мастино II - Кангранде II, Кансиньорио и Паоло Альбоино - были не лучше и не счастливее его. Кангранде II вызвал против себя восстание, подавленное со всяческими жестокостями. Умер он от руки родного брата Кансиньорио, похитившего у него престол и безуспешно пытавшегося похитить жену.
Кансиньорио же оказался извергом в духе миланских Висконти. Желая обеспечить наследование своим незаконным детям, он заточил в темницу, а затем лишил жизни младшего брата Паоло Альбоино. При этом Кансиньорио был искусным политиком и разумным правителем, отдалившим на несколько лет крушение веронского государства, но, отличаясь слабым здоровьем, умер молодым. Совместное правление любимых сыновей Кансиньорио - Бартоломео и Антонио продлилось семь лет. После чего Антонио убил Бартоломео. Обстоятельство этой драмы потрясают воображение даже в ряду других трагедий Вероны. Бартоломео не терпевший отказов, полюбил красивую девушку из семьи Ногарола. Однако красавица любила другого мужчину - молодого человека из семьи Маласпина. Июльской ночью 1381 г. подосланные Антонио наемные убийцы расправились с Бартоломео, а затем подбросили труп на площадь Санта-Чечилия по соседству с домом Ногарола. Утром членов семей Ногарола и Маласпина схватили и обвинили в убийстве Бартоломео. Несмотря на жестокие пытки, ни один из обвиняемых не сознался в приписываемом им преступлении. Девушку и ее возлюбленного замучили до смерти. Их стойкость на допросах послужила , однако, лучшим свидетельством истины. Виновником смерти Бартоломео молва назвала его брата. Окруженный опасностями, снискавший всеобщую ненависть, терзаемый муками совести, Антонио искал забвение в пышных празднествах. Его брак с Самаританой да Полента, красивой но немного эксцентричной дочерью властителя Равенны, отметили с немыслимой роскошью. Невеста испытывала неодолимую тягу к самоцветам, поэтому даже чулки ее свадебного наряда украшали великолепные рубины и сапфиры восточной огранки. После венчания гуляли еще 27 дней. Самое красочное представление разыграли в римском амфитеатре Вероны, где соорудили "Замок Любви". Его шуточный гарнизон составляли девицы и дамы знатнейших семейств. Цветами, сладостями и духами они обороняли замок от приступов молодых людей Вероны и Виченцы. Но ни празднества, ни пиры не прибавили Антонио и Самаритане ни друзей ни союзников. Они продержались у власти только шесть лет. В 1387 г. в результате войны с Джан Галеаццо Висконти Верона вошла в состав герцогства Миланского. История веронской тирании Скалигеров продлилось столетие с четвертью. Венеция дала убежище бывшему государю Вероны, прожившему еще два года. Былая капризница Самаритана впала в крайнюю нужду. Республика св. Марка положило ей скромную пенсию. В 1405 г. Верона спокойно перешла в руки Венеции.
Когда в 1509 г. существованию Республики угрожала Камбрейская лига (союз могущественнейших государей Европы, включавший германского императора, французского короля и римского папу), Венецианская Республика сама освободила зависимые города от присяги. Целью было спасти их от разрушения, а жителей - от резни. Макиавелли, который в это время в качестве посла Флоренции находился при дворе императора, писал из Вероны: "Дворяне не любят Венецию, но народ, городские низы и крестьяне необыкновенно преданы ей. Их нельзя убедить даже под страхом смерти отказаться от имени венецианца. Невозможно, чтобы государи удержали бы области с такими крестьянами".
На семь лет тогда Верона получила призрачную самостоятельность под опекой императора Максимилиана, но в 1516 г. с помощью вышедшей из лиги Франции город был вновь возвращен Венеции. Каменных львов св. Марка, убранных прочь в дни Максимилиана, извлекли из потайных хранилищ, украсили цветами и вернули на прежние места. Колокола весело звонили, крики "Марко, Марко" разносились по улицам, фейерверки освещали ночь, и французские рыцари не смогли сдержать удивления при виде любви к Венеции, выказанной веронским народом.
В 1797 г., когда дни венецианского государства были сочтены, Верона восстала против войск Бонапарта, но ее порыв не был поддержан одряхлевшей Венецией, во имя которой проливалась кровь. Вскоре правобережная часть города вошла в состав Ломбардо-Венецианского королевства (под управлением австрийцев), а левобережная (Веронетта) осталась под властью Франции.
К Итальянскому королевству Верону присоединили в 1866 г. Став, наконец, частью свободной и современной Италии, Верона не пожелала отказаться от прошлого. В знак исторической связи с Венецией в 1888 г. она вновь водрузила крылатого льва на мраморный столб на площади Эрбе.
В 1882 г. в Вероне случился страшный потоп, река Адидже вышла из берегов и затопила значительную часть города. В последующие годы, чтобы защитить город от других подобных событий были построены так называемые стены.
Во время Второй мировой войны Верона подверглась воздушным бомбардировкам, во время которых сильно пострадала от бомб. В послевоенный период, с вступлением Италии в НАТО, Верона вновь прибрела стратегическое значение. Горд стал домом для командования НАТО в Южной Европе на весь период "холодной войны" с мощным военном присутствием США которое ослабело только в последние годы. Трудно поверить , но веронцы единственные в Европе, кто добился в семидесятые годы отмены строительства американской базы возле их города. Помогай им бог - этим удивительным пацифистам твердо усвоившим на уроке истории и литературы, что худой мир лучше доброй ссоры
Сегодня Верона представляет собой важный и динамичный город, очень активным экономически. С большим количеством туристов благодаря своей тысячелетней истории. Верона город воспетый Петраркой, Шекспиром, Гете, Байроном. Верона это город жемчужина, скрывающий за своими фасадами многовековую и славную историю. Неизвестный поэт сказал: " узнать Верону - значит полюбить ее" и тому есть много причин.
Римский амфитеатр Арена, который является самой известной достопримечательностью города и прекрасно сохранился до наших дней. Арена - третий по величине античный амфитеатр в мире, после римского Колизея и амфитеатра на родине Софии Лорен - в городе Поццуоли. А по известности веронская Арена уступает лишь Колизею. Грандиозный этот амфитеатр был построен в I веке н. э. Любопытно, что монументальное здание возводилось за пределами городских стен, так что зрителям гладиаторских боев приходилось некоторым образом "добираться" до Арены, что они охотно и делали. Однако уже в III веке новые городские стены включили амфитеатр в черту города. Вообще, жители Вероны все эти 2000 лет старались сохранить Арену. С развалом Римской империи прекратились гладиаторские бои, и тогда Арена стала использоваться для проведения турниров и массовых религиозных празднеств. В отличие от Рима, где материалы, из которых сложен Колизей, постоянно разворовывались, использовались для нового строительства, Вероне Арена оставалась неприкасаемой. Поэтому и в средние века, и в эпоху Возрождения, вплоть до середины XVIII века амфитеатр служил людям.
"В древности, когда народ был более народом, чем ныне, амфитеатр по- настоящему выполнял свое предназначение. Ибо такая арена должна, собственно, сама по себе импонировать народу, уже одним своим видом дурачить его". Из разных людей Арена создавала одинаковых и заставляла их почувствовать себя и быть одним городом. "Здесь многоголовый, разномыслящий, мятущийся зверь вдруг оказался сплоченным в едином благородное целое, к единению предназначенный, слитый, скрепленный в общую массу, в единый облик, одухотворенный единым духом".
И. – В. Гете. Итальянский дневник
По всей вероятности, Арена выстроена при Антонине и представляет собой овальное мраморное здание 152м длиной, 123 шириной и 435м в окружности. Внутри состоит из 46 рядов сидений для 22 тыс. зрителей. В античные времена здесь шли бои гладиаторов, цирковые спектакли, ристалища, морские бои, для чего "сцену" целиком заливали водой. В средневековые времена на арене жгли еретиков, здесь же проходили различные турниры и бои с быками, популярные в XVIII веке. В XIX столетии сюда пришла опера. Среди первых опер, данных на этой сцене, были "Севильский цирюльник" Россини и "Любовный эликсир" Доницетти. Но годом рождения самого большого оперного театра в мире считается 1913-й, когда Италия праздновала 100 лет со дня рождения Джузеппе Верди, и его "Аида" была дана на веронской Арене. В настоящее время амфитеатр "утонул" на два метра в землю. Россиянам, особенно сибирякам, это явление хорошо знакомо. Например, в Иркутске можно увидеть старые (начала XX века) дома, "вросшие" в землю до подоконника первого этажа. Раньше Арена включала в себя и наружное овальное кольцо, от которого в настоящее время остался лишь фрагмент, так называемое крыло (ala).
"Мой друг раньше меня отправился в Рим и там невероятно увлекся гладиаторскими боями. Сначала кровавые зрелища были ему отвратительны и ненавистны. Но однажды он случайно встретился на улице с друзьями, и они силой увлекли его в амфитеатр. "Если вы тащите туда мое тело и там его усадите, - сказал им Алипий, - то неужели вы сможете заставить меня впиться глазами в это зрелище?". Придя, они расселись, где смогли. Все вокруг кипело свирепым наслаждением. Алипий сидел с закрытыми глазами. О, если бы он заткнул уши! При каком-то случае боя, отрясенный неистовым воплем всего народа и побежденный любопытством, он открыл глаза, готовый как будто пренебречь любимым зрелищем, какое бы ему не представилось. Увы, душа его была поражена раной более тяжкой, чем тело гладиатора, на которого он захотел посмотреть. Как только он увидел эту кровь, он упился свирепостью. Он больше не отворачивался, а глядел во все глаза. Он неистовствовал, не замечая того, наслаждался и пьянел кровавым восторгом. Он был уже не тем человеком, который пришел, а таким же, как те, кто его привел. Он смотрел и кричал и унес с собой безумное желание, с тех пор гнавшее его обратно. Теперь он не только ходил с теми, кто в первый раз увлек его за собой. Он был впереди их и сам увлекал других".
Августин. Исповедь.
Дом Джульетты
"Нет повести печальнее на свете..."
Эти слова трагедии о любви известны каждому человеку, ведь именно с этим произведением в первую очередь связывается название города Верона.
Моя бездонна щедрость, словно море,
Моя любовь, как море, глубока.
Им меры нет - чем больше трачу я,
Тем больше остается у меня.
У. Шекспир, Ромео и Джульетта
Едут к Джульетте, фотографируясь на память у небольшой бронзовой фигурки с отполированной грудью (считается, что, если вы приложите руку к ее груди, в вашем сердце поселится такая же любовь). А Джульетте не жалко, ее любви хватит на всех. Верона действительно богата историческими памятниками и архитектурными шедеврами. Немного городов в Европе сравнятся с нею в этом. И все-таки привлекает она миллионы туристов другим. Влюбленные пары, девушки на выданье приезжают в этот город единственно для того, чтобы поцеловаться под знаменитым балконом Джульетты, постоять у стен ее дома, посетить место последнего пристанища несчастных влюбленных, наконец, хотя бы написать письмо Джульетте и опустить его в специальный почтовый ящик.... Просто удивительно, что в наш век высоких технологий и бешенного ритма жизни, в эру прагматизма, тысячи влюбленных верят в эту красивую сказку, написанную Уильямом Шекспиром еще в XVI веке. (Кстати, не Шекспир придумал этот сюжет, до него о любви этой пары писали и другие авторы).
Этим зданием, согласно архивным документам, владела семья Каппело (Капулетти), поэтому его принято называть домом Джульетты. В 1907 г. дом, сменивший не одного хозяина, выкупили городские власти и устроили в нем музей Джульетты. В интерьере воссоздан быт знатной дворянской семьи XIVв., а балкон соответствует описанному в пьесе. В 1972 г. под балконом установили бронзовую фигуру Джульетты работы веронского скульптора Н. Константин. Вскоре родилось поверье, что прикосновение к правой груди шекспировской героини обеспечит исполнение самых дерзких любовных желаний, - с тех пор туристы старательно полируют этот участок статуи. Стены и своды арки, ведущей во дворик дома Капулетти, сплошь покрыты автографами туристов со всего мира. День рождения Джульетты отмечают 16 сентября. В городе устраивают костюмированные шествия, спектакли, художественные выставки. В кино показывают фильмы, снятые по трагедии Шекспира.
Печально, но факт: Ромео и Джульетта - литературные персонажи. Сюжет переходит к Шекспиру из новелл и драм итальянского Возрождения. Самая ранняя из его обработок принадлежит Мазуччо ("Новеллино", новелла 33, 1476), у которого влюбленные зовутся Марьотто и Ганоцца, а события происходят в Сиене. Луиджи да Порто ("История двух благородных любовников", ок. 1524) переносит действие в Верону, переименовывает героев в Ромео и Джульетту, а семейную вражду их домов ловко увязывает с одним местом из Данте. Семьи Монтекки и Капулетти названы у Данте среди жертв итальянских междоусобиц при императорах Рудольфе Габсбурге (1273-1292) и его сыне Альбрехте I (1298-1308). В обработке Луиджи да Порто историю повторяют Больдери ("Несчастная любовь", 1553), Банделло ("Новеллы", 1554) и другие итальянские писатели. Рассказ Банделло стал основой для драмы Лопе де Вега "Кастельвины и Монтесы" (ок. 1600), а его французский перевод был в свою очередь переведен на английский, а также свободно обработан в пространной поэме Артура Брука "Ромео и Джульетта"" (1562). Она и послужила Шекспиру главным источником для его пьесы (1595). Литературный сюжет зажил на улицах Вероны новой жизнью, возможно, еще в XVI в. Во сяком случае, Джироламо делла Корта в своей "Истории Вероны" (1594-1596 выдает эту повесть за истинное происшествие.
Площадь Бра (piazza Bra)
Название самой просторной площади Вероны произошло от слова braida (итал. - простор). Бра действительно огромна. Во времена, когда Верона была римской колонией, здесь располагался бычий форум. Современный же ее ансамбль сформировался в XVI в. усилиями архитектора Микеле Санмикеле, которому удалось гармонично объединить памятники античной архитектуры с более поздними постройками.
Портони-делла-Бра (XVI в.), огромные арки с зубцами на месте древних ворот украшают вход на площадь, в центре которой расположен сад с фонтаном Альп и конным памятником Виктору-Эммануилу II, а по периферии стоят дворцы знати.
Площадь Эрбе (piazza delle Erbe)
На piazza delle Erbe (итал. - площадь зеленного рынка) торгуют уже более двух тысяч лет. В древности на ее месте находился римский форум - политический, административный и хозяйственный центр античной Вероны, превосходивший размерами современную Эрбе. Во времена коммунальных свобод часть ее застроили зданиями, в которых располагались структуры городского самоуправления. Когда к власти в Вероне пришли Скалигеры, политический центр города переместился на площадь Синьории, а Площадь Эрбе заполнили рыночные лотки с навесами, подарившие ей название. По главной оси площади с юго-востока на северо-запад стоят несколько символических сооружений. На рыночной колоне (1401) устанавливался герб правителя города. На месте мраморной беседке (XVI), стоящей на квадратном основании, с которой объявлялись законы и приговоры, долгое время был позорный столб. Фонтан Мадонны Вероны (1638), воздвигнутый при тиране Кансиньорио, украшает древнеримская статуя. Наконец колонна св. Марка (1523), выполненная Микеле Леони, а на ней - крылатый лев (нынешний - копия XIXв.), символизирует подчинении Вероны Венеции.
Гробницы Скалигеров
С размахом оформленное семейное кладбище веронских тиранов прилагает к церкви Санта Мария Антика (VII в.), которая приобрела нынешний вид в конце XII в., но тем не менее представляет собой хороший пример местного романского стиля. По чередованию в кладке слоев камня и кирпича легко научится узнавать романскую архитектуру Вероны. В наружной стене домовой церкви Скалигеров находится саркофаг Кангранде I (умер в 1329 г.) - единственный погребальный памятник, расположенный вне кладбищенской ограды. Гробница оформлена балдахином на колонах и оканчивается конной статуей (копия, оригинал в музее Кастельвеккьо). Забрало в виде собачьей головы откинуто на спину, чье прозвище было большая собака., на каменном лице застыла улыбка, больше похожая на оскал. Кладбище окружено мраморной оградой (XIV), поверх которой идет замечательная кованная решетка. Сразу за воротами, с лева находится гробница Мастино II (умер 1351). Скульптурный портрет усопшего украшает крышку каменного гроба, оформленного фигурами, барельефами и укрытого каменным балдахином с конной статуей, изображающей покойного.
Веронский кафедральный собор
Начало строительства Веронского собора, как и многих других древних церквей города, связано с разрушительным землетрясением 1117 г. Восстановленный храм освятил в 1187 г. Папа Урбан III. Со 2-й пол. XV в. Началась перестройка храма в готическом стиле. Стены боковых нефов собора как и стены всех романских городских построек, сооружены из перемежающихся слоев туфа и кирпича, а фасад и апсидная часть построены из туфа.
С библиотекой Веронского собора связано много удивительных историй нахождения древних памятников, без которых европейская культура была бы беднее. Стихи Каттула, например, дошли до нас благодаря единственной рукописи. В 965 г. ее видел любознательный и склочный веронский епископ Ратхер, прочитал, поставил на полку, а она потом куда-то задевалась. Вновь рукопись обнаружили около 1300 г., причем лежала она на своем месте в библиотеке Веронского собора. С Катулла немедленно стали делать новые списки, однако ко времени начало книгопечатания подлинник пропал. В 1816 г. знаменитый датский ученый Нибур, попавший в Италию в качестве прусского поверенного в делах при папе римском, взял почитать из соборной библиотеки рукопись сочинений Иеронима, записанных на пергаменте поверх более древнего текста. В средние века пергамент был дорог, и иногда, чтобы освободить место, ненужные буквы соскабливали, используя материал вторично. С помощью химикатов (ученый поливал рукопись кислотой, после чего переписывал проступавшие строки) Нибуру удалось восстановить древний текст веронской рукописи, оказавшийся единственным сохранившимся экземпляром "Институций" Гая, древнейшего и наиболее популярного учебника римского права. Правда, прочитанный таким способом раритет погиб.
Базилика Сан-Дзено-Маджоре самый замечательный из веронских храмов и одна из лучших романских церквей Италии. Святой Зенон (Зиновий), ставший одним из первых веронских епископов, родился в Африке в IV в. и, движимый миссионерским духом, приехал в Верону. Человек широко образованный и обеспеченный, он раздал все свое имущество нуждающимся и добывал пропитание рыбной ловлей. По этой причине святого часто изображают с рыбой в руках. В то время император Юлиан Отступник возобновил гонения на христиан, желая возродить язычество. Вопреки этому темнокожий проповедник, прозванный мавром, делал все возможное, чтобы обратить веронцев к Христу. Он прослужил епископом 18 лет и умер в 380 г. На месте захоронения св. Зенона в V в. Появилась небольшая церквушка, которую в IX в. сменил новый храм, разрушенный позже землетрясением 1117 г. Его фрагменты включены в существующую базилику, построенную в 1120-1138 гг. В XIV в. к ней прибавилась многоугольная апсида. В начале XIX в. храм был заброшен, но после того, как в нем обнаружили реликвии похороненных здесь первых веронских епископов, начались, реставрационные работы, и к 1988 г. базилику восстановили.
Замок Кастельвеккьо
Кангранде II делла Скала построил этот замок для защиты от врагов извне (кланов Висконти и Каррара) и изнутри (деспотичного герцога веронцы прозвали "бешенным псом"). Герцог покинул дворец Скалигеров на площади Синьории и переселился в укрепленный замок, а для запасного выхода построил мост Скалиджеро через Адидже, противоположный берег который находится вне городских стен. Замок обнесли зубчатыми стенами, по периметру возвели 7 башен. При последующих правителях сооружение претерпело множество изменений, в частности, по приказу Наполеона во внутреннем дворике построили небольшой форт. В 1923 г. начались работы по возвращению замку первоначального вида. Стены моста Скалиджеро с башнями и зубцами в виде ласточкиных хвостов очень живописны и неслучайно напоминают Московский Кремль. Подобная архитектурная деталь - знак партии гибеллинов, а стены московской крепости возводили итальянские одно партийцы Скалигеров. Во время Второй мировой войны мост, с которого открывается прекрасный вид на Адидже, сильно пострадал и был воссоздан из поднятых со дна реки фрагментов.
Гробница Джульетты
Самый печальный памятник, связанный с именами Ромео и Джульетты, находится на территории старинного капуцинского монастыря. В сводчатом подвале установлен саркофаг из красного мрамора. Считается, что сюда перенесли спящую Джульетту и именно здесь разыгралась заключительная сцена трагедии. Интересно, что народная тропа к гробнице Джульетты пролегла задолго до публикации произведения английского драматурга. Желающих припасть к источнику романтической любви было так много, что в 1548 г. По решению духовных властей, саркофаг превратили в резервуар для питьевой воды. На территории монастыря сохранилась небольшая барочная капелла Сан-Франческо, в которой, согласно сюжету, влюбленные тайно обвенчались. В ней есть неплохая живопись Карото, Брузасорчи, Балестры и изумительное "Благовещение" Кампаньи.
Если вы любите Шекспира, не покидайте Верону, не положив прежде цветка на могилу Джульетты. Эта восхитительная девушка, чья смерть стала темой самой трогательной и страстной трагедии, заслуживает по меньшей мере памяти", - писал Альфред де Мюссе.
Паломничество туристов началось в монастырь в XIX в., причем каждый старался раздобыть сувенир. Вторая жена Наполеона заполучила несколько кусочков мрамора от саркофага и вставила их в ожерелье. Лорд Байрон не преминул унести, как он сам пишет, "маленькие осколки, чтобы дать их дочери, племянницам и племянникам".
В 1938 г. Смотрителем памятного места стал Э. Солимани. Он купил и высадил во дворике 40 кустов красных роз, завел две дюжины горлиц и приручил их садиться на плечи посетителям. Однажды воркующая голубка опустилась на плечо супруги президента Италии, когда двое малышей в средневековых костюмах преподнесли ей букет алых роз. Два месяца спустя синьор Солимани был возведен в Кавалеры Итальянской республики.