Экскурсии в Урбино
Урбино
Урбино - совсем небольшой по площади городок в предгорьях Апеннин, все его достопримечательности находятся в границах стен XV века. Но, пожалуй, это наиболее значимый город региона с исторической и культурной точки зрения. Тем, кто ищет большое итальянское искусство и высокие стили в архитектуре, он ответит благодарностью. Исторический центр города включен в список культурного наследия ЮНЕСКО. И не зря - горд эпохи Ренессанса полностью сохранил свой величественный и уникальный образ.
Величием город обязан двум фамилиям - герцогской династии Монтефельтро, неустанно укреплявшей и украшавшей свои владения, и великому живописцу Рафаэлю Санти, мало озабоченному возвышением своей малой родины, но прославившего Урбино на века просто фактом своего рождения.
Первое впечатление от увиденного на горизонте Урбино - вот то-то выстроил сказочный замок на горе, явно не желая ни обороняться, ни кого-то устрашать, ни хвастаться, а просто - для удовольствия жить в красоте, гармонии и величии. Замок выглядит легким и радостным, доброжелательно раскрывая перед вами свои ворота, и ждешь, что вот-вот опустится мост на цепях, и ты влетишь на карете, запряженной тройкой лошадей, прямо в царственные покои.
Происхождение Урбино как населенного пункта весьма неопределенно: древнее название Урвинум Метауренсе, в отличие от умбрийского города Урвинум Ортенсе, четко указывает на Древний Рим. История упоминает о том, что вблизи реки Метауро римлянами было разбито войско Асдрубала из Карфагена, а сам он был там убит и что городом Урбино, бывшим в III веке римской муниципией, управляли магистраты и куриалы. Город расположился на склоне крутого холма между долинами рек Метауро и Фолья. В период высокого Средневековья, из-за своего стратегического расположения, город подвергался нападениям со стороны заальпийских народов, бороздивших Италию вдоль и поперек; а в VII веке его долго оспаривали готы и византийцы. С созданием в IX веке папского государства, Урбино становится папской вотчиной, будучи уступленной королем франков. К тысячному году город избавился от статуса вотчины и стал свободной коммуной под управлением гибеллинов. После этого германские императоры – последователи священной Римской Империи, стали вмешиваться в городское управление, поддерживая гибеллинов, в противовес папской власти, которую представляли гвельфы. В последовавшие за этим междоусобных войн победу одержали гибеллины, которые в 1155 г. Под командованием Антонио да Монтефельтро, германца по происхождению, которого связывали родственные и дружеские отношения с графами Карпенья, полностью избавили город от папского покровительства. Федерико Барбаросса присвоил Антонио графский титул и назначил его имперским викарием Урбино и окрестностей.
К этому периоду относится начало династии Монтефельтро, неразрывно связанной с Урбино на протяжении нескольких веков. Данте в своей XXVII песне “Ада” описывает Гвидо из рода Монтефельтро , которого поставил среди лживых советников. Но междоусобная война между гвельфами и гибеллинами не прекратилась и только в 1355 г. Испанский кардинал Фльборнос сумел добиться мира между двумя родами и улучшить отношения с Апостольским Престолом; для свидетельства договора, Папа предоставил однофамильцу родоначальника, графу Антонио, полномочия на защиту города Кальи. Антонио проявил себя гибким полководцем и политиком, включившись в тонкую игру союзов того времени. В 1376 г. Пришел его черед получить поддержку от флорентийского клана Медичи и миланского рода Висконти и при их поддержке сумел добиться от Папы Бонифация VIII в 1390 г. узаконение всех своих владений.
С той поры начался стремительный культурно – политический подъем и активнейшее строительное развитие города, достигшее вершин при Федерико Великом, родном сыне правопреемника Антонио, Гвидантонио. Двор Урбино стал пристанищем для таких влиятельных и знаменитых художников, как Паоло Уччелло, Пьеро Делла Франческа, Педро Берругете. Федерико становится графом Урбино в 1444 после того, как его юный сводный брат Оддантонио, бездарь, коррупционер и растратчик отцовского наследства, был убит во время восстания, к организации которого, похоже, имел определенное отношение. Воспитывался при самых престижных дворах Италии: в Венеции пробыл пятнадцать месяцев, в том числе в качестве заложника – гаранта мирных договоренностей между Папой и герцогом Милана, будучи его союзником. В Мантуе вместе с потомками Гонзаги посещал знаменитый дом Ка Джойоза, принадлежавший Витторино Да Фельтре. Женился на юной Джентиле Бранкалеони, получив в качестве приданого княжество Масса Трабария, но вскоре овдовел.
Еще с молодости слыл уважаемым культурным человеком, искусным политиком и отважным воином: показал себя настоящим средневековым рыцарем, героем итальянской жизни того времени. Будучи соперником всех итальянских и европейских сильных мира сего, удостоился великих наград. Пригласил далматского архитектора Лаурана для проектирования, восстановления и расширения своего дворца, который, по мнению Кастильоне, имел вид города в форме дворца. Сочетался вторым браком с Баттистой Сфорца, племянницей герцога Миланского, которая в 1472 г. подарила ему долгожданного наследника – Гвидубальдо. Создал знаменитое военное училище, в котором получили образование самые лучшие полководцы того времени, среди которых был и Джовани Делла Ровере, его будущий зять. Ему служила основательная и отлично обученная армия, которую он, в зависимости от политической целесообразности, отдавал в распоряжение своим союзникам. В 1462 г. по просьбе Папы сразился и разбил войско Сиджисмондо Малатесты, ранее атаковавшее и захватившее викариат Мондавию и город Сенигалия. Папа вознаградил его, пожаловав титул герцога и доверив владения, отобранные у Малатесты, полководцу Джовани Делла Ровере для того, чтобы выдать достойно замуж свою дочь Джовану. Федерико умер в 1482, оставив наследство маленькому Гвидубальдо, которому было всего десять лет от роду и который правил под опекой дяди.
В 1502 г. герцог Валентино Борджиа начал наступление на герцогство Урбино, лишив власти Гвидубальдо, но после всего лишь годичной оккупации был вынужден оставить свои завоевания. Герцогиня Елизавета Гонзага была высококультурной женщиной, организовавшей знаменитые культурные собрания, описанные в трактате “Куртизан“ Бальдассаре Кастильоне. В 1508 г. после смерти Гвидубальдо. Не оставивший наследника, трон наследует приемный племянник Франческо Мария Делла Ровере, сын сестры. Также при дворе Делла Ровере работали известнейшие художники: Рафаэль, Тициан, Барочи, Пьеро Делла Франческа, Тассо, Бембо. В 1631 г. из-за отсутствия наследников закончилась династия Делла Ровере и герцогство было возвращено Папскому престолу. Виттория, дочь наследного принца Федерико Убальдо, безвременно скончавшегося раньше отца, после смерти деда Франческо Мария II, унаследовала семейные художественные сокровища, перевезенные во Флоренцию, где вышла замуж за своего двоюродного брата, Великого Герцога Тосканы – Фердинандо II. Частичному возрождению города способствовало восшествие на Святой престол Папы – выходца из Урбино, Климента XI: он опять пригласил в Урбино целую плеяду артистов и дал старт важным реставрационным работам над церквями и частными и общественными зданиями. Но только под господством Наполеона было выявлено дальнейшее и самое тяжкое расхищение сокровищ города вследствие упразднения монастырей и секуляризации многих церквей.
Дворец Герцога
Дворец Герцога, отдаленно напоминающий неприступную крепость, где при опасности может укрыться народ города, все же выглядит легким и изящным. Создается впечатление, что это не кубы и квадраты домиков подпирают замковые стены, а именно замок парит над прилепившимся к нему на склонах холмов городком. Рисунок архитектурного комплекса ассиметричен и довольно сложен, на первый взгляд кажется даже, что это стихийные постройки разных времен. Но, расположенный на разных уровнях холмов, крутых на севере и пологих на юге, город-замок выстроен по четкому, хорошо организованному и продуманному плану. Панорама дворца открывается с разных точек города. Гуляя по Урбино, вы не раз удивитесь тому, что вот с этой точки он смотрится иначе, и опять наведете на него объектив своей фотокамеры.
Около 70 лет трудились архитекторы и зодчие, строители и художники над возведением и отделкой дворца. При строительстве были использованы идеи Леона Баттиста Альберти - очень популярного мэтра эпохи ренессанса. В 1468 г. Лучано Лаурано разработал уникальный план, согласно которому были реконструированы крепостные части дворца с новыми зданиями. Самыми значимыми и красивыми проектами Лаурано можно считать "Башенный фасад", украшенный двумя башнями близнецами, и лоджиями внутреннего двора, ставшего эталоном всех последующих дворов итальянских дворцах, и парадную лестницу. В 1472 г. За работу принимается мастер Франческо ди Джорджо Мартини, к заслугам которого относится и некоторые постройки.
Наверняка именно этот дворец останется в вашей памяти как один из самых прекрасных и волнующих дворцов во всей Италии. Тон задает почетный внутренний двор Кортиле Д'Оноре, спроектированный Лаурано в стиле Раннего Возрождения. Шедевром пропорций и света называют этот дворик, и не зря. Все тут настолько продуманно, что это дворик был взят за стандарт, и все такие же дворы внутри зданий по всей Италии - лишь копии этого, прославившего и Урбино, и самого Лаурано. Этот шедевр зодчества не испортили даже тогда, когда в XVI веке владельцы дворца при переделке пожелали снабдить внутренний дворик ярусом, значительно изменившим облик дворика.
Интерьеры дворца достаточно просты, за исключением разве что искусной резьбы на дверях и каминах. Все комнаты дворца были жилыми и строились не для показного великолепия, а в совершенно человеческих масштабах и украшались не помпезно, а в полне умеренно. Теперь тут располагаются залы Национальной галереи Марке, где собрана поистине великолепная коллекция картин, включающая одно из всемирно известных, великих и загадочных полотен - "Бичевание Христа" работы Пьеро делла Франческа.
Заслуживает внимания такие произведения, как "Мадонна Сенигаллья с младенцем и ангелами", тоже кисти Пьеро, "Немая" кист великого Рафаэля (портрет неизвестной дамы, которая смотрит так, что чувствуется: если бы она захотела, то смогла бы говорить даже с портрета), панорамное полотно "Идеальный город". Это произведение приписывается и Пьеро далла Франческа и Лучано Лаурано, но, кто бы ни был автором, "Идеальный город" с продуманной до мелочей перспективой широко используется учебниками по архитектуре и книгами о Ренессансе.
После того как Урбино отошел под началом Папского государства, вожделенные коллекции перешли во владения Ватикана. Потери города оказались тогда вполне сопоставимы с утратами, понесенными от иностранной оккупации. В Рим и Флоренцию вывозили не только картины, гобелены, книги и рукописи из библиотеки, но даже двери, фрагменты отделки стен и каминов. Сейчас уже открылись вновь отреставрированные покои дворца, а в картинную галерею вернулись многие произведения из собрания герцога. Некоторые музеи подарили галерее Урбино картины из своих коллекций. К примеру галерея Уффици из Флоренции одарила "Немую" кисти Рафаэля, которая теперь стала жемчужиной собрания.
Гуляя по залам дворца, не пропустите Студиоло герцога Федерико да Монтефельтро - его рабочий кабинет. Тут вас ждёт встреча с произведениями декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения. Пожалуй, это самая необычная из всех комнат во дворце. Кабинет украшен инкрустацией по дереву, некоторые из работ созданы по проектам Боттичелли. В Студиоло и сегодня стоит удивительная резная мебель, изготовленная по заказам герцога Федерико. Резьба повторяет заимствованные из книг натюрморты и изображения музыкальных инструментов.
Во время Федерико стены кабинета украшали 28 портретов знаменитых людей, но в XVI веке их из Студиоло убрали. Кое-какие из них остались во дворце, а некоторые сегодня находятся в парижском Лувре. По мнению искусствоведов, отдельные портреты принадлежат кисти испанца Педро Берругете, а некоторые - голландцу Иосу ванн Вассенхофе. Этот факт лишь подтверждает прогрессивность взглядов герцога, который приглашал ко двору итальянцев, но и мастеров других стран.
Федерико II Монтефельтро стал добрым гением Урбино, создавшим город-дворец, каким мы его видим и сегодня. Он перестроил город в соответствии с современными на тот момент веяниями в архитектуре. В XV веке мощные крепостные стены в романском стиле уже были не модны, и городская ограда стала менее массивной, а замок был открыт со всех сторон ветру и взглядам. Герцог нанял лучших архитекторов, которых возглавил Лучано Лаурано, по проекту которого башни крепости все были повернуты в сторону Тосканы считающейся колыбелью итальянского Возрождения.
Федерико сумел собрать огромную и бесценную коллекцию старинных рукописей и создал шикарную библиотеку - лучшую в то время в Италии, какой не было ни в одном европейском университете, а его богатейшим коллекциям живописи, прикладного искусства завидовали даже в Ватикане, а будучи меценатом, он патронировал лучшие умы того времени, собирая их при своём дворе. Часто во дворце велись беседы на философские темы, о любви, дружбе, чистоте помыслов, об объединении итальянского языка, о том, какими качествами должен обладать идеальный придворный. Беседы затягивались до рассвета, а дворец был пронизан духом аристократизма и духовности.
Уже много позже друг Рафаэля писатель Бальдасаре Кастильоне написал трактат "О придворном" 1528 г. где отразил, кажется, качества самого Федерико. Гуманист, сын своего времени, настоящий писатель Ренессанса, он считал, что "...лишь тот настоящий философ, кто желает быть добрым. Не может быть красоты без добра. Можно сказать, что доброе и красивое - в известном смысле одно и то же".
В галерее Уффици во Флоренции сейчас хранится портрет Федерико да Монтефельтро, написанный примерно в 1465 г. одним из близких друзей графа, знаменитым живописцем того времени Пьеро делла Франческа. На фоне неба профиль герцога не выглядит особенно красивым, но в выпирающем остром подбородке, поврежденной (видимо, в боях) переносице, даже в бородавках на коже чувствуется властность и внутренняя целостность. Красные одежды подчеркивают его знатное происхождение, а позади фигуры в пейзаже узнаются очертания окрестностей Урбино.
Родной Дом Рафаэля
В этом доме знаменитый художник провел первые годы жизни в непосредственном контакте с искусством благодаря усердию и тонкой натуре отца, Джованни Санти, мастерская которого расположена рядом с воротами дома. Жилище состоит из отлично отреставрированных помещений, в которых проходила повседневная жизнь маленького Рафаэля под ласковым взглядом Матери, Маджиа ди Батиста Чарла. Дворик с колодцем, умывальник для растирания красок, камин с традиционной системой для работы вертела, все это вводит сразу в семейную атмосферу. Дополняющей частью интерьера является живопись. Среди оригинальных работ достойна восторга фреска, изображающая "Мадонну с Младенцем". По поводу этой работы критики разделились при определение автора. Для некоторых ученых автором работа является Санти и действительно, лик Мадонны воспроизводит черты матери Рафаэля. Для других прекрасная роспись является доказательством раннего художественного таланта Рафаэля. Если родной дом одного из крупнейших мировых художественных гениев сохраняется в таких хороших условиях, то заслугу можно присвоить неоплатной деятельности Академии Рафаэля, учреждению, появившемуся в 1869 г. по инициативе графа из Урбино Помпео Герарди. В 1873 г. Академии удалось выкупить здание благодаря финансовой помощи итальянских и зарубежных частных граждан. Анналы особенно вспоминают благородный жест английского дворянина Морриса Мура, даровавшего значительную сумму на выкуп дома.
Рафаэль
Своеобразным творческим диалогом двух гениев стало написание Рафаэлем в 1507 г. "Немой". Сознательно или нет, великий Рафаэль заставляет вспомнить написанную в 1503 г. "Джоконду Леонардо да Винчи. Рафаэль повторяет и типаж и положение рук дамы, и взгляд, держащий зрителя, откуда бы он не смотрел на портрет. Руки так же смиренно сложены, в лице есть что-то, неуловимо напоминающее Мону Лизу, хоть "Немая" и не улыбается с холста. Совершенно закономерно, что в Урбино - городе просвещенных людей, культурном центре эпохи Ренессанса - в марте 1483 г. Родился великий художник Рафаэль (настоящее имя Рафаэлло Санти). Очень рано Рафаэль остался сиротой и покинул Урбино семнадцатилетнем юношей. Отец его, Джованни деи Санти, служил живописцем при дворе герцога, был человеком одаренным, умным, образованным и внимательным, сочинял стихи. Вовремя заметив склонность сына к живописи, он стал упражнять его в этом занятии, а потом взял к себе в помощники. Эти знания наверняка пригодились Рафаэлю в жизни, когда описал для заказчиков из самых высоких слоев общества и из самых влиятельных семей.
В 1491 г. мать Рафаэля Маджия умерла, а его отец женился на другой. От этого брака у Рафаэля появилась сестра Элизабета. Но в 1494 г. умирает и отец будущего художника, оставив мальчика круглым сиротой. 11-летнего Рафаэля взял на воспитание его дядя священник Бартоломео. Несомненно, Рафаэль впитал в себя дух Высокого Возрождения, царивший в Урбино во время его детства, и, скорее всего, раннее знакомство Рафаэля с жизнью герцогского дворца оказало ему существенную поддержку в течение всей его недолгой, но очень плодотворной жизни. Согласно "Жизнеописанию" Вазари, отец отдал мальчика учиться Пьетро Перуджино, но реальных документов, подтверждающих этот факт, нет. Среди современных исследователей есть мнение, что Рафаэль встретился с Перуджино уже будучи сложившимся художником (в документе датированном 1500 г., он назван (магистром", т.е. мастером). Но если это так, то работу Рафаэля с Перуджино можно назвать совместным творчеством двух равноправных художников, а не отношениями мастера и подмастерья.
Первой работой Рафаэля считается образ для церкви Сан-Агостино в Чита-ди-Кастелло (городок между Урбино и Перуджей), посвященный святому Николаю Толентинскому, датируется 1500-1501 г. (Во время землетрясения 1789 г. Этот образ сильно пострадал, и до наших дней сохранились лишь его отдельные фрагменты). На протяжении нескольких последующих лет Рафаэль работает в Чита-ди-Кастелло и Перудже, пишет образа для церквей и небольшие картины для частных коллекций. В конце 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию, где начинается его "большое плавание", то есть "флорентийский период". Тут он учится у великих мастеров Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Документально подтверждено, что Рафаэль посещал Урбино в 1506 и 1507 гг. За 4 года этого периода Рафаэль пишет много работ для клиентов из Перуджи и создает всего одну религиозную картину "Мадонна под балдахином" для флорентийской церкви Святого Духа (сейчас картина хранится во дворце Питти). Не брезговал он и писанием портретов. Тут он познакомился Фра Бартоломео, под влиянием творчества которого легкий и изящный стиль Рафаэля преобразуется в более величественный и мощный. С конца 1508 г. Рафаэль работает в Риме по приглашению Донато Браманте, затем сам папа Юлий II нанимает его на работу. И это становится новой точкой отсчета в судьбе художника. Ему тогда было 25 лет, и именно с этого момента он становится не просто талантливым художником, а первым художником Рима. Станца делла Сеньятура почти вся расписана Рафаэлем, хоть фрески до сих пор и не были его обычном делом. Рафаэль обзавелся своей мастерской, которой очень грамотно руководил. В 1514 г. Рафаэль участвует в реконструкции самого большого в мире христианского храма Святого Петра и получает славу еще и архитектора. С 1515 папа Лев X возложил на художника ответственность за сохранение и перепись античных мраморных изваяний, а еще через два года Рафаэль назначается главным хранителем римских древностей. Работая над проектами папы, он успевает выполнять и частые заказы. В свои 35 он известен, богат, знаменит и любим.
Он любил женщин, но так и не успел женится. По мнению Вазари, причиной его смерти стала как раз сексуальная невоздержанность. Он впал в лихорадку после бурной ночи, а врачи назначили ему кровопускание - обычное дело в те времена, вместо того чтобы укреплять его витаминами противовоспалительными средствами. Кое-где можно прочитать, что лихорадку он подцепил при работах в сырых подвалах. В любом случае, Рафаэль умер в свой 37-й день рождения и похоронен в Римском пантеоне, где на его могиле написано: "Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной. А после его смерти она боялась умереть".