Экскурсии в Матера
Первые поселения человека на территории Матеры относятся ко времени раннего палеолита. Эта равнинная местность с многочисленными изломами в толще туфа в ту далекую эпоху была покрыта лесами и богата полноводными потоками - эти природные факторы создали безусловное предпосылки для выживания здесь человеческого сообщества. Благодаря этим условиям территория плоскогорья Мурджа постоянно была обитаемой средой со времен палеолита до эпохи бронзы и железа. Существует гипотеза, что первобытнообщинные человеческие поселения были небольшими по площади и изначально обустраивались вдоль склонов гравины, на дне которой находилось небольшое озеро Юрио, служившее ценным естественным водным ресурсом. Таким образом, первобытные жители постепенно занимали природные пещеры, видоизменяя и обустраивая их сообразно своим нуждам.Несмотря на отсутствие в достаточном количестве источников воды, несомненна роль и значение Матеры во времена Великой греческой колонизации: археологические находки, обнаруженные на ее территории и хранящиеся в музее "Доменико Ридола" свидетельствуют, что между греками и местным населением существовали связи, и Матера, вероятнее всего, была транзитным пунктом между греческими городами-колониями Таранто, Метапоното и Сибари, также не исключено ее участие в борьбе греческих полисов.
Матера
Римское завоевание (272 г. до н. э.), разделившее регион на наделы, предназначенные знатным семействам, вызвала задержку в развитие города и региона в целом. После падения Римской империи территорию Матеры оккупировали представители различных народов (лангобарды, готы, византийцы, сарацины, норманны). Необходимость защищаться не давала возможности какому-либо городскому развитию, при котором поддерживалось бы состояние характерных жилищ, обустроенных в естественных и искусственных пещерах. В 1042 г., после завершения норманнского завоевания в Матере происходит организационно-административные изменения в соответствии с новым феодальным порядком, который требовал, чтобы город был превращен в укрепленную цитадель (Чивита) - где расположились учреждения административные, общественные а также религиозные, что объяснялось растущим превосходством духовенства; все эти условия в целом дали мощный толчок к развитию общественной и религиозной жизни города. В последующие века Матера, находившаяся последовательно под властью Штауфенов, Анжуйской и Арагонской династий, разделила все исторические перипетии Южной Италии, поочередно пережившей периоды экономического и культурного взлета и времена упадка и обнищания.
Городская структура подверглась значительным трансформациям: город рос благодаря строительству церквей и дворцов знати, в том числе, на нынешней площади Седиле, в то время как большая часть населения (батраки, крестьяне, ремесленники) обитали в пещерах Сасси, превратив полукрестьянские поселения в настоящие городские кварталы. Дальнейший толчок в городской и социальной эволюции Матеры начался в связи с обустройством здесь королевской административной Резиденции (1663 г.) и переносом сюда столицы провинции области Базиликата.
Скальные церкви называются так, потому что они обустроены в известняковых (туфовых) пещерах, вырубленных в склонах гравины, либо в туфовом плато монахами, прибывавшими сюда преимущественно с Востока в период с VIII по XII вв. н. э., и нашедшими здесь прибежище, обустраивая и приспосабливая сырые и темные пещеры для культовых нужд и жилья. Сначала монахи-отшельники, а затем и целые монашеские сообщества выдалбливали из пещер туфовую породу, расширяя таким образом их внутреннее пространство для будущего жилья, культовых помещений, хлевов для скота и цистерн-накопителей для воды. Голые стены пещер украшались святыми образами. Причины, побудившие монахов покинуть свои родные края (в основном это Капподокия, Армения, Сирия и Малая Азия), были разными; среди них - религиозные войны, закрытие монастырей (как следствие - потеря имущества), иконоборческие споры, и, не в последнюю очередь, - арабская экспансия, вынуждавшая к массовому переселению монашеских общин. Дальнейшие исторические превратности, сменяя друг друга, способствовали появлению здесь западно-латинских монашеских общин, создавая своеобразное культурное пространство, в котором возник синтез культур Западной и Восточной Церквей, различных не только ритуалами, но и элементами изобразительного искусства и архитектуры.
Всё это представляет сейчас интереснейший предмет для изучения и научного исследования. К настоящему времени насчитывают более 150 памятников, свидетельствующих о культурном наследии монашеских общин и представляющих огромный исторический, художественный и естественно-научный интерес. Некоторые из них характеризуются специфической типологией: это крипты, отшельнические скиты, пристроенные к монастырям, типичные византийские комплексы с приходской церковью с приделами, где собиралось большое число верующих из близ лежащих мест. Письменные источники, относящиеся ко времени создания скальных церквей, не сохранились, поэтому все, что мы сегодня наем о них - это результат тщательных археологических раскопок, которые раскрыли "modus vivendi" монахов и их диверсификацию в культовом и культурном значениях. Фрески и архитектурные элементы интерьеров скальных церквей, в создании которых принимали участие группы опытных местных умельцев, способствовали превращению этих убогих темных и сырых пещер в ценные памятники искусства, представляющие безусловный консолидированный интерес.
В XVIII веке династия Бурбонов осуществляет политику преобразований, направленных на облегчение жестокого налогового гнета крестьян и на улучшение их условий жизни путем разделения на более мелкие части государственного имущества, находящегося в общественном пользовании; однако это не улучшило условий простого народа, и не избавило от злоупотреблений и взяточничества, что стало причиной роста социального напряжения, достигшего кульминации в ходе нападения на Доминиканский монастырь (1762) и мятежа 1799 г., направленного против якобинской Неаполитанской республики, которая не разрешила проблему проблему перераспределения земель. С упразднением церковных орденов декретом Джузеппе Бонапарте в 1807 г. были выставлены на продажу земельные владения, находившиеся до того в собственности церкви; в Матере в спешном порядке была произведена скупка земель, которая в конечном итоге оказалось малопродуктивной, поскольку новые владельцы не имели необходимых средств для мелиорации земли. Впоследствии экономическое положение крестьянства стало еще более убогим, не улучшилась ситуация и вследствие объединения Италии. Расширение городских границ прекратилось, население между тем увеличивалось за счет уплотнения в кварталах Сасси.
Важнейшими проблемами нового XX века, требовавшими срочно принятия мер, оставались по-прежнему, аграрный вопрос и санитарное оздоровление кварталов Сасси. Однако их решение было настолько небрежным, что народное негодование и ожесточение вызвало серию крестьянских восстаний в период 20-летнего проявления фашистов. После войны стало очевидным, что серьёзные проблемы которые Матера всецело разделяла вместе со всей Южной Италией, игнорировать больше нельзя. Был последовательно осуществлен ряд конкретных мероприятий по приведению в порядок городского хозяйства и оздоровления Сасси. Жители древних кварталов, где в начале века все-таки частично были выполнены работы по урбанизации (улицы, канализационные и сточные коммуникации, водопроводные сети), были выселены в новостройки, выросшие на окраинах города.
Сасси, объявленные в 1993 г. всемирным достоянием человечества и причисленные к объектам, находящимся под защитой ЮНЕСКО, составляют древнейшие обитаемое ядро города. Старинные кварталы Сасси Баризано и Сасси Кавеозо изнутри представляют собой две обширные скалистые впадины и характеризуются поражающей воображение пещерной архитектурой, которая создавалась не путем заполнения пустого, а вследствие опустошения заполненного пространства. Таким образом, создавались искусственные пещеры, в которых обустраивали жилища для людей, стойла для животных, церкви, погреба. По началу они были только углубленные, впоследствии дополненные наружными сооружениями, защищающими помещения от жары и холода. В таких убогих домах, куда воздух и свет попадал исключительно через дверь, жили люди и домашние животные. Представьте себе на фоне черных дыр пещерных жилищ гурьбу играющих детей, женщин, занятых работой и разговорами, крестьян, вернувшихся после тяжелого дня работы в поле. Такой порядок жизни, при котором личное пространство было сведено до минимума и практически всё вынужденно подлежало совместному использованию, - даже при условии, что солидарность и общинный характер бытия здесь были ценностями незыблемыми, - неизбежно создавал серьезные проблемы, связанные с антисанитарией и неприемлемыми условиями гигиены жилья, что объяснялось теснотой проживания и непосредственным соседством с животными.
Поэтому в период с 1952 по 1960 гг. кварталы Сасси были принудительно расселены. Всем жителям (бывали случаи отказа покинуть эти убогие жилища) предоставили квартиры, специально построенные в новых городских кварталах. Таким образом, стало возможным исполнение соответствующего положения Закона 619 (1952 г.), что стало первым конкретным шагом в разрешении споров относительно проблемы Сасси. Спустя годы после своего упадка и заброшенности, старинные кварталы Сасси вновь оживают благодаря проектам, предусматривающим реконструкцию недвижимости, предназначенной для жилья, а также размещения художественных, сельскохозяйственных, туристических, коммерческих и культурных объектов в соответствии с Законом 771/86.