Андреа Палладио

Андреа Палладио родился в Падуе в 1508 г., в семье мельника Пьетро делла Гондола. В 16 лет покинул родной дом и мастерскую, где постигал ремесло каменотеса, и перебрался в Виченцу. Более 15 лет Андреа проработал помощником у известных мастеров - Дж. Питтони и Дж. да Порлецца. По совету своего друга и покровителя Джанджорджо Триссино он сменил имя на псевдоним Палладио (от греческого Паладион - так называлась статуя богини Афины Палладио) и отправился в Рим изучать античную архитектуру Палладио тщательно изучил теорию архитектуры и ознакомился с практическими приемами предшественников: Витрувия, Альберти, Рафаэля, Браманте, Перуцци, отца и сына Сангало, Микеланджело и др. и выработал свой стиль, в основу которого легла формула Витрувия: "архитектура = польза + прочность + красота". Примерно в 1537 г. тогда еще начинающий архитектор получил свой первый заказ на постройку загородного дома. И первым заказчиком был Трисино. В 1545 г. Палладио выигрывает конкурс на право перестройки базилики в Виченце. Но самым главным направлением в его работе всегда было строительство городских домов (палаццо, или дворцов) и загородных резиденций знати (вилл). Вскоре зодчий приобрел популярность среди аристократов Виченцы, ставших его постоянными клиентами. "Лишь в одну вторую половину XVI в. графы Тьене построили пять вилл и дворцов, четыре построили графы Вальмарана, три - графы Порто, по две - Кальдони и Гоги, и, кроме того, еще строили дворцы и виллы Кьерикати, Сарачени, Барбаран, Капра, Репета, Альмериги, Пьовене, Ангаран, Пизани..." (П. Муратов). За 40 лет Палладио построил 40 загородных вилл. Знаменитую Базилику архитектор начал строить в 1549 г., но умер (1580), не увидев окончания работ. Тем не менее здание считается одним из наиболее завершенных и цельных сооружений зрелого Ренессанса. Улицы Виченцы украшают дворцы, которое хотя и носят имена известных родов Венеции и Виченцы, но объединены общим определением - палладианские. Это большое удовольствие, гуляя по городу, угадать в том или ином здании почерк великого мастера. Среди дворцов есть архитектурный феномен - Палаццо-Порт (Семинари, или Каза-дель-Диаболо). Странный двухэтажный дом с четырьмя окнами, с тремя роскошными колоннами композитного ордера - словно набросок зодчего, выполненный не на бумаге, а в натуре. Последним произведением Палладио считается театр "Олимпико". Великолепный зрительный зал и сцена стали своего рода краткой энциклопедией творчества Палладио: архитектор перенес приемы оформления фасадов на оформление закрытого пространства. Палладио прославился и как теоретик архитектуры - в "Четырех книгах об архитектуре" (1570) он дал свою интерпретацию трудов Витрувия и, сформулировав принципы архитектурной композиции, проиллюстрировал их собственными проектами. По книгам Палладио до сих пор обучаются архитектуры всего мира.

Кстати, "стиль Палладио" первыми начали использовать английские архитекторы XVI века, а затем этот стиль использовался в строительстве домов в Голландии, Польше, России, а в XVIII веке в Америке построили Белый дом - символ Вашингтона именно в таком же стиле.

Каменотес из Падуи стал классиком еще при жизни. Это единственный архитектор, по фамилии которого назван стиль. И до сих пор будущие градостроители изучают его труд "Четыре книги об архитектуре". В соответствии со своей концепцией он перестроил город и некоторые виллы в его окрестностях. И, надо сказать, у него это получилось блестяще! Интересно, не родись Палладио вообще, как бы выглядели сегодня Лондон, Вашингтон, да постройки нашей Родины - типа Дворцов пионеров или санаториев в Сочи и Геленджике? Да и старинные подмосковные усадьбы построены по образу и подобию. Чтобы оценить величие мэтра, нашему постсоветскому человеку придется сделать над собой кое-какое усилие, чтобы первое впечатление от виченцианских дворцов не вызвало желания поискать рядом статую "рабочий и колхозница" или "девушку с веслом". Потому что все эти колоннады, ротонды, героические фигуры над фасадами наши архитекторы проходили не в далеких XVIII-XIX веках, а совсем недавно. Вот, к примеру, воспоминания Вознесенского о его архитектурной молодости: "Я знаю их, я их калькировал  для бань, для стадиона в Кировске. Спит баптистерий, как развитие моих проектов вытрезвителя". Но весь этот сталинский ренессанс лишь эпигонская копия. А Виченца - настоящее. Мы насмотрелись копий за свою жизнь. Время научиться ценить вечное и познать истоки.

 

Петр Вайль пишет: "Палладио похоронен в вичентийской церкви Св. Короны возле алтаря работы Беллини, где Иоанн Креститель поливает Иисуса иорданской водой  из жестяной кухонной миски. Эта замечательная здравомысленность - не то соседство, которого требует дух Палладио. Его стиль - превознессенность. Его загородные вилы для отдыха и развлечений больше всего напоминают храмы".